Обжалование решений налоговой службы (05 сентября 2011г.)

Как установлено Налоговым кодексом Украины (далее – «НКУ»), плательщик налогов имеет право обжаловать любые решения контролирующего органа по процедурам административного обжалования или в судебном порядке. Контролирующими органами, согласно статье 41 НКУ, являются органы налоговой службы и таможенные органы.

Порядок обжалования решений контролирующих органов установлен статьями 55, 56 Налогового кодекса. Подзаконные нормативные акты налоговой службы и таможни, которые в дополнение к положениям НКУ конкретизируют порядок обжалования решений этих органов, хотя и основываются на этих же статьях Кодекса, все же несколько различаются между собой. Операции, в результате контроля над налогообложением которых налоговая и таможня проводят доначисления и выносят решения, как правило, между собой не связаны. Поэтому этот материал будет касаться только порядка обжалования решений органов налоговой службы, и дальше по тексту под формулировкой “контролирующий орган” подразумевается орган налоговой службы.

Согласно пункту 56.2 статьи 56 НКУ плательщик налогов имеет право обжаловать в контролирующий орган высшего уровня решение об определении суммы денежного обязательства, принятое контролирующим органом. Жалоба должна быть подана в контролирующий орган высшего уровня в течение 10 календарных дней, следующих за днём получения плательщиком налогов налогового решения-уведомления или иного решения контролирующего органа, которое обжалуется (п. 56.3 ст. 56 НКУ), в письменной форме. Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые администрации в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Жалобы на решения государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подаются в Государственную налоговую администрацию Украины. Порядок подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы установлен приказом Государственной налоговой администрации Украины №1001 от 23.12.2010г. “Об утверждении положения о порядке подачи и рассмотрения плательщиков налогов органами государственной налоговой службы”. При составлении жалобы необходимо соблюсти требования к ее оформлению, установленные пунктом 4 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб, иначе она может быть возвращена без рассмотрения. А именно, в жалобе обязательно должны содержаться:

А) фамилия, имя, отчество, место проживания физического лица-плательщика налогов, для юридического лица-плательщика налогов – наименование, местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение по жалобе.

б) наименование органа государственной налоговой службы, которым издано налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение  органа государственной налоговой службы, которое обжалуется, дата и номер, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и сумма;

в) суть затронутого вопроса, просьба или требования и обоснование несогласия плательщика налогов с суммой денежного обязательства, определенной органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении-решении, или несогласия с другим решением органа государственной налоговой службы;

г) об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа государственной налоговой службы о подаче жалобы органу государственной налоговой службы высшего уровня

ґ) подпись физического лица-плательщика налога, для юридического лица – плательщика налога – подпись руководителя или лица, которое исполняет обязанности руководителя юридического лица – плательщика налога. Если жалоба в интересах физического лица – плательщика налога подается ее представителем, то к жалобе приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства. Подпись представителя юридического лица – плательщика налога на жалобе должна быть скреплена печатью юридического лица – плательщика налога;

д) перечень документов и расчетов, которые прилагаются к жалобе, в случае отправки жалобы почтой прилагается опись вложений и уведомление о вручении.

Согласно пункта 5 Положения, жалоба, оформленная без соблюдения требований подпункта ґ) пункта 4 Положения, или без соблюдения требований подпунктов а-г пункта 4, что не даёт возможности рассмотреть жалобу по сути, возвращается лицу, которое ее направило, с соответствующими разъяснениями.

Процент удовлетворенных жалоб относительно общего количества поданных невысокий. Об этом говорят следующие статистические сведения. По данным интернет-сайта Государственной налоговой администрации в Харьковской области, за 2010-й год в государственные налоговые инспекции поступило 1517 жалоб на 1900 налоговых уведомлений-решений, из них было рассмотрено 1474 жалобы на 1849 налоговых уведомлений-решений, при этом было полностью или частично отменено 140 решений на общую сумму 38215,39 тысяч гривен. Для сравнения – за 2009-й год в государственные налоговые инспекции поступило 1014 жалоб на 1287 налоговых уведомлений-решений, при этом полностью или частично отменены 158 налоговых уведомлений-решений на общую сумму 60245,80 тыс. грн. В указанные периоды времени (до начала 2011 года, когда вступил в силу Налоговый кодекс), порядок рассмотрения жалоб плательщиков налогов был определен Законом «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» №2181-III.  Закон №2181 предусматривал подачу первичной жалобы на налоговые решения-уведомления в районные налоговые инспекции, то есть процедура апелляционного обжалования была больше нынешней на один уровень.

В Государственную налоговую администрацию в Харьковской области за 2010-й год от плательщиков налогов поступило 1177 жалоб, в них были обжалованы 1474 налоговых решения-уведомления. Среди этих жалоб 1014 жалоб являлись повторными, остальные были поданы в ГНА в Харьковской области как в “первую” инстанцию обжалования. По результатам рассмотрения жалоб Государственной налоговой администрацией в Харьковской области из обжалованных 1316 налоговых уведомлений-решений было отменено полностью или частично 138 на общую сумму 307800, 63 тыс. грн., что составило 9,9%, при этом за предыдущий, 2009 год, налоговой администрацией было проведено  отмен больше на 2,1%, то есть 12%.

В 2011-м году, согласно нормам НКУ, первичные жалобы на налоговые уведомления-решения уже не рассматриваются государственными налоговыми инспекциями, такие жалобы подаются в орган государственной налоговой службы “высшего уровня”, то есть в государственные налоговые администрации областей (а также АРК, городов Киева и Севастополя), следующей инстанцией является Государственная налоговая администрация Украины.

За первое полугодие 2011 года в Государственную налоговую администрацию в Харьковской области поступило 695 жалоб, в которых были обжалованы 998 налоговых уведомлений-решений. Из них рассмотрено 627 жалоб по 859 решениям, при этом отменено полностью или частично 191 решение, что составляет 22,2%.

За аналогичный период 2011 года (исходя из данных в отчетах Государственной налоговой службы за 1-й и 2-й кварталы 2011) Государственной налоговой  администрацией Украины рассмотрено 3375 жалоб на 4577 налоговых уведомлений-решений, по результатам их рассмотрения было отменено полностью или частично 52 решения на сумму 40,07 млн. грн., то есть всего  за 1-й и 2-й кварталы 2011 года ГНАУ было отменено только 0,88% сумм денежных обязательств, доначисленных обжалуемыми решениями. В 1-м квартале ГНАУ было отменено 1,04% сумм денежных доначислений из обжалованных, во 2-м квартале – менее 0,2%.

Из этих обобщенных данных видно, что процент сумм начисленных налоговых органами денежных обязательств, которые отменялись налоговыми органами различных уровней в связи с рассмотрением жалобам налогоплательщиков, составлял раньше в среднем приблизительно от 10% до 20%, и пока что в 2011 году процент отмененных в связи с жалобами плательщиков денежных обязательств имеет тенденцию к уменьшению.

Однако, несмотря на такую статистику, в течение срока, пока обжалуются решения налоговых органов о начислении налогоплательщику налоговых обязательств, эти налоговые обязательства не подлежат уплате, так как являются несогласованными. Причем в сроки обжалования, при своевременной подаче жалоб и исков в суды, входит как срок административного обжалования решений через сами налоговые органы, так и срок обжалования решений в суде.

Каждый уровень двухуровневой системы административного обжалования занимает от одного месяца (от 10 дней на подачу жалобы с момента получения спорного решения плюс 20 дней на принятие решения по жалобе). К ним прибавляются сроки почтового пробега жалоб плательщика в налоговый орган и решений налогового органа по жалобе от него к плательщику.

Судебное обжалование решений налогового органа длится, как правило, от нескольких месяцев (в среднем 6-9) до, в некоторых случаях, нескольких лет. При  этом, по данным ГНА в Харьковской области, судами в 2009-2010 годах отменялось до 50% сумм налоговых обязательств, доначисленных налоговыми органами. Поэтому обжалование решений налоговых органов о начислении обязательств выгодно не только в тех случаях, если вас несправедливо и незаконно обвинили в нарушении законодательства, занижении сумм налогов. На этот путь многие вынужденно становятся и в тех случаях, когда деньги, необходимые для оплаты начисленных налоговых обязательств в момент их “возникновения”, у плательщика налогов просто отсутствуют, или неожиданное изъятие такой суммы из оборота налогоплательщика может нанести ощутимый вред его бизнесу. Более поздняя уплата суммы налогов позволяет сэкономить на привлечении этих денег в оборот путём получения кредита, если деньги необходимы.

Как видим, вероятность принятия вами решения о необходимости обжаловании налоговых уведомлений-решений может быть весьма высока. При реализации его для успеха важно чётко соблюдать сроки подачи жалоб, правильно оформлять и направлять жалобы во избежание их возврата без рассмотрения, адресовать жалобы именно в тот налоговый орган, который должен их рассматривать. В таком случае у вас не возникнет сбоев в процессе административного обжалования, и при необходимости вы без ущерба для своего бизнеса сможете перейти к стадии судебного обжалования, которую мы планируем подробно описать в одной из следующих публикаций.

Желаем удачи в защите ваших законных интересов! При возникновении сложностей или вопросов обращайтесь к нам – адвокаты и консультанты юридического бюро “КИМ” помогут вам достичь поставленных целей.

Александр Кузьменко , адвокат.

  Если у вас после прочтения возникли вопросы, замечания или пожелания, пишите мне на адрес a.kuzmenko@kim.kharkov.ua