Справки 4-ОПП больше не нужны ФЛП и предприятиям (07 июля 2013г.)

17 декабря 2012 года вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно взятия на учет юридических лиц и физических лиц-предпринимателей” №4839-VI от 24.05.2012г. (далее – “Закон №4839-VI”). Все субъекты хозяйствования, зарегистрированные по “новой” процедуре, в 2013-м году, уже проходили регистрацию и постановку на учет по обновленной процедуре. Многие из зарегистрированных раньше субъектов хозяйствования еще не столкнулись с новыми положениями, которые он принес в процедуру государственной регистрации СПД и изменений в их данных, а также в порядок учета плательщиков налогов и сборов. Многие сталкиваются с новшествами сейчас, при смене местонахождения или места проживания в случае с физическим лицом-предпринимателем. А именно, указанным законом установлено, что с момента вступления его в силу выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее – “ЕГРЮЛ”) является документом, который используется для идентификации юридического лица или физического лица-предпринимателя во время осуществления хозяйственной деятельности и открытия счета в банке.
На практике это значит, что для тех субъектов хозяйствования, сведения о которых подлежат внесению в ЕГРЮЛ (а к ним относятся предприятия, предприниматели), отпала необходимость самостоятельно получать справку о постановке на учет в ГНИ как плательщик налогов по форме №4-ОПП, а также получать от Пенсионного фонда уведомление о постановке на учет в управлении Пенсионного фонда по месту регистрации. Взятие на учет лица и изменений о нем в указанных органах происходит “автоматически”, при поступлении сведений о регистрации лица (либо регистрации изменений сведений о лице, содержащихся в ЕГРЮЛ) от государственного регистратора в государственную налоговую инспекцию или орган Пенсионного фонда. Сведения о том, что юридическое лицо (или физическое лицо-предприниматель) взято на учет как плательщик в ГНИ и ПФ, поступают от указанных органов обратно государственному регистратору и указываются в выписке из ЕГРЮЛ, которая выдается регистратором таким лицам.
Прокомментировала эти изменения Государственная регистрационная служба в своем письме от 25.10.2012 р. N 1181-7-25-12.
Соответствующие изменения, связанные в вступлением в силу упомянутого Закона, были внесены Министерством финансов в Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина №1588 от 09.12.2011 года. Однако,  в Порядке учета плательщиков налогов и сборов №1588 не был отредактирован пункт 9.4 Порядка,  следующего содержания: “В случае внесения изменений в данные, которые указываются в справке по форме №4-ОПП (наименование (ФИО), местонахождение (место проживания) плательщиков налогов, руководителя, органа государственной налоговой службы, в котором плательщик налогов состоит на учете, и т.п., справка по форме №4-ОПП подлежит замене в органе государственной налоговой службы. Для получения новой справки плательщик налогов подает в орган государственной налоговой службы по месту учета обращение с указанием в нем причин замены и приложенной к нему старой справкой. Орган государственной налоговой службы в течение двух рабочих дней после такого обращения выдает (направляет) плательщику налогов новую справку”. Хотя, целесообразно было бы изменить редакцию указанного пункта Порядка, уточнив, что обязательство менять справку 4-ОПП распространяется только на лиц, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ.
В результате, возникают ситуации, при которых плательщики налогов, получившие ранее при постановке на учет в ГНИ справку 4-ОПП, при смене, например, местонахождения, или руководителя, обращаются в ГНИ за заменой справки 4-ОПП на новую после внесения изменений о своем местонахождении (или руководителе) в ЕГРЮЛ, путем подачи письма о замене справки со ссылкой на п. 9.4 Порядка учета №1588. Налоговые инспекции в некоторых случаях выдают такую справку (хотя сведения о постановке на учет предприятия/предпринимателя в ГНИ уже содержатся в ЕГРЮЛ, поступив гос.регистратору от налогового органа, и указываются в выписке из ЕГРЮЛ по предприятию/предпринимателю, которой можно пользоваться вместо 4-ОПП для подтверждения нахождения на учете в ГНИ/ПФ), а в некоторых случаях сотрудники ГНИ отказываются менять справку по форме 4-ОПП (или настойчиво убеждают, что в этом нет необходимости), мотивируя это тем, что справка 4-ОПП уже не должна использоваться предприятиями/предпринимателями, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, в связи с вступлением в силу Закона №4839-VI.
Считаю, что для плательщиков налогов, которые имеют возможность подвердить факт пребывания на учете в ГНИ/ПФ выпиской с отраженными в ней данными об этом, действительно отпала необходимость использования справки по форме №4-ОПП, особенно с учетом новой редакции пункта 64.3 НКУ, предусматривающего необходимость получения справки о нахождении на учете в ГНИ только для тех, кто плательщиков, кто не может подтвердить выпиской свое нахождение на учете.
Для открытия счета в банке больше нет необходимости в предоставлении банку именно справки 4-ОПП, хотя встречались случаи, когда банк требовал у клиентов такую справку уже после вступления в силу Закона №4839-VI. В качестве документа, являющегося основанием для открытия счета, может служить выписка из ЕГРЮЛ. Однако, если предприятие/ФЛП зарегистрированы до вступления в силу Закона №4839-VI , и получали справку по форме №4-ОПП при постановке на учет в ГНИ, документом, подтверждающим постановку на учет в ГНИ, который требуется согласно Инструкции о порядке открытия счетов (утвержденном Постановлением НБУ №492 от 12.11.2003), может служить как справка 4-ОПП, так и выписка с указанными в ней данными о постановке лица на учет в ГНИ/ПФ.
Подтверждением этого является Письмо НБУ от 25.12.2012г. №25-111/2807/12078.

Александр Кузьменко, адвокат.

Если возникли вопросы — звоните автору по телефону (067)571-37-52, комментарии присылайте на электронную почту a.kuzmenko@kim.kharkov.ua