Ликвидация юридического лица по решению собственника (24 мая 2012г.)

Предпринимательская деятельность, не отличаясь  от  любой иной деятельности, характеризуется неким временным промежутком: она имеет свое начало и свое окончание, или, выражаясь  юридическими терминами,  – свое прекращение.  Существует несколько оснований для прекращения предпринимательской деятельности.  Рассмотрим порядок прекращения предпринимательской деятельности на примере ликвидации юридического лица  по решению собственника  такого лица (собственников юридических лиц назовем, так как это принято законодательством – участниками).

Решение о ликвидации юридического лица может быть принято по решению его  участников, а если учредительными документами  этот лица предусмотрена возможность принятия такого решения другим уполномоченным органом юридического лица, – по решению такого органа.  Это – общая норма  законодательства, установленная Гражданским Кодексом Украины.  В частных же случаях, у юридических лиц различных организационно-правовых форм компетенция на принятие решения о ликвидации регулируется отдельными специальными законами или нормами.  Так, например, если обратиться к наиболее распространенной организационной форме – обществу с ограниченной ответственностью, то в соответствии со специальными нормами, регулирующими деятельность таких юрлиц, право на принятие решения о ликвидации ООО имеют исключительно  его участники, а точнее – правомочное Общее собрание участников, никакой другой орган ООО такого права не имеет и получить не может.

Следует отметить, что правильно составленные учредительные документы юридического лица обязательно будут содержать в себе положения, касающиеся ликвидации, в том числе и полномочия органов юридического лица на принятие решения о ликвидации.  Поэтому, для верного оформления решения о ликвидации юридического лица  следует начать с изучения его учредительных  документов: именно там прописывается, кто, когда и как может принять решение о ликвидации.

Обращаем внимание на следующие нюансы принятия решения о ликвидации юридического лица:  решение должно содержать не только решение о прекращении деятельности путем ликвидации, в нем также должен быть определен персональный состав назначенной ликвидационной комиссии (ликвидатора) с указанием регистрационных номеров учетных карточек плательщиков налогов, принят  порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований  к ликвидируемому юрлицу.  Приведенный перечень вопросов является минимально необходимым при принятии решения о ликвидации.  По желанию в таком решении могут быть освещены и другие вопросы ликвидационной процедуры.

Следующим этапом в процессе ликвидации юридического  лица является  внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр, что осуществляется путем подачи государственному регистратору по местонахождению  юрлица  решения о ликвидации.  Действующее законодательство  отводит на эту процедуру  три дня.

Указанный этап является очень важным в процессе ликвидации, поскольку  о начале ликвидационной процедуры можно говорить только с момента внесения записи о прекращении   в ЕГР.  Только с этого момента решение о прекращении юрлица становится значимым для всех и каждого, включая любые государственные органы, контролирующие органы, т.п. , только с этого момента для юрлица  наступают юридические и иные последствия, связанные с принятием решения о его прекращении.   До момента внесения соответствующей записи в ЕГР решение о прекращении юрлица можно рассматривать только как внутренний документ этого юрлица, который для других лиц не обладает никакой юридической силой.    Поэтому очень важно, уж если принято решение о прекращении, как можно скорее придать этому решению  соответствующий статус  путем  его подачи государственному  регистратору.

На первый взгляд подача государственному регистратору решения о ликвидации не представляет затруднений.  В практической деятельности  государственные регистраторы, очень жестко контролируя требования закона в таком щепетильном деле, как прекращение предпринимательской деятельности, зачастую оставляют без рассмотрения  поданные документы на прекращение, мотивируя несоответствием требованиям законодательства принятого решения о ликвидации, и не вносят в ЕГР информацию о вхождении юрлица в стадию прекращения деятельности.  Как следствие – необходимость созыва новых собраний, принятия новых, уточненных  решений о прекращении деятельности, что влечет за собой затягивание процесса во времени, необходимость пересмотра ранее запланированных действий, связанных с ликвидпроцедурой.

Поэтому очень важно ответственно подойти к подготовке документов еще на стадии принятия и оформления решения о прекращении деятельности, и возможно даже – еще на стадии формирования повестки дня собрания участников, на которое выносится решение о прекращении деятельности юридического лица.

С момента внесения записи о прекращении в ЕГР  всеми делами прекращаемого юридического  лица занимается ликвидационная комиссия (ликвидатор).  В своей работе ликвидационная комиссия обязана осуществить мероприятия по снятию юрлица с учета в органах государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, произвести инвентаризацию активов и пассивов, выявить кредиторов и произвести расчеты с ними (при этом расчеты с кредиторами должны быть произведены в строго определенной законом очередности),  взыскать задолженность  с должников, уволить работников и произвести расчеты с ними, закрыть все обособленные подразделения юрлица,  закрыть все банковские счета,  передать в архив документы, подлежащие обязательному  хранению,  уничтожить все печати и штампы. В общем, работа ликвидационной  комиссии представляет собой весьма скрупулёзную деятельность, которая требует специальных знаний и навыков.

На сегодняшний день действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, максимально ограничивающих продолжительность ликвидационной процедуры.  Окончанием ликвидационной процедуры является составление ликвидационной комиссией ликвидационного баланса, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационный баланс предоставляется в орган государственной налоговой службы по местонахождению юридического лица, а в установленных законом случаях достоверность и полнота ликвидационного баланса должна быть подтверждена  аудитором.

Обращаем внимание, что ликвидационная комиссия до момента утверждения ликвидационного баланса обязана   составлять и подавать  отчетность в органы государственной налоговой службы, органы Пенсионного фонда и при необходимости – в фонды социального страхования. Как следствие этого –  обязана вести бухгалтерский и налоговый учеты, начислять и уплачивать налоги, сборы, взносы. Поскольку и бухгалтерский, и налоговый учеты прекращаемой деятельности имеют свою специфику, целесообразно в состав ликвидационной комиссии  включать специалистов  этой  области, а если ликвидацией занимается  ликвидатор в одном лице – привлекать в качестве ликвидатора  лицо, обладающее знаниями не только в сфере права, но и в области бухгалтерского учета и налогообложения. За не ведение учета или ведение его с нарушениями, за неподачу отчетности или за подачу недостоверных данных ликвидационная комиссия несет такую же ответственность, как и должностные лица юрлица, деятельность которого не прекращается.

По окончании ликвидационной процедуры  председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен подать государственному регистратору  следующий пакет документов:

-          регистрационную карточку   о проведении государственной регистрации прекращении юридического лица в связи с ликвидацией (форма №7);

-          действующую справку органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (форма №22-ОПП);

-          справку органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального  страхования (Приложение 4 к Постановлению ПФУ № 21-6);

-          справку архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению;

-          заключение аудитора  о достоверности и полноте ликвидационного баланса  (при необходимости).

На основании поданных документов, при отсутствии нарушений в работе ликвидационной процедуры  государственный регистратор вносит  в ЕГР запись о   проведении  государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, а ликвидационной комиссии (ликвидатору) выдает уведомление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица.

Дата внесения  в ЕГР записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица  в результате ликвидации является датой государственной регистрации прекращения юридического лица.  Только с даты государственной регистрации прекращения юридическое лицо считается ликвидированным, а работа ликвидационной комиссии – завершенной.

В настоящей публикации мы коснулись только общих  положений процедуры ликвидации юридического лица по решению его собственника. В ходе процесса  ликвидации могут возникнуть самые разнообразные  вопросы, касающиеся  тех или иных  аспектов как при принятии решения о ликвидации, так  и в  работе ликвидационной комиссии.

В случае возникновения таких вопросов специалисты нашего бюро предоставят вам исчерпывающие консультации, предоставят помощь в практической процедуре  ликвидации.

 

Татьяна Мирошник – юрисконсульт, налоговый консультант

Если у вас после прочтения возникли вопросы, замечания или пожелания, пишите на адрес t.myroshnyk@kim.kharkov.ua