Экологический налог: платить надо?! (16 ноября 2011г.)

Принятие Налогового Кодекса Украины (далее НКУ) принесло немало вопросов, на которые сложно дать однозначный ответ даже аудиторам, юристам, не то, что налогоплательщикам. К такому неоднозначному вопросу относится и вопрос, который касается уплаты и подачи отчетности по экологическому налогу.

Давайте постараемся дать ответ на вопрос: «Так, кто же должен уплачивать экологический налог и кому нужно подавать по нему отчетность?»

Само понятие экологического налога было введено НКУ, ранее такого вида налога не существовало, и он, по сути, заменил ряд сборов, которые уплачивались до вступления в силу НКУ, таких как сбор за загрязнение окружающей природной среды.

            Если раньше при решении вопроса – «надо ли платить сбор за загрязнение окружающей природной среды?» вопросов не возникало. Так как если есть стационарные и передвижные источники загрязнения, то такой налогоплательщик являлся плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды.

Сейчас же органы налоговой службы имеют другой подход к этому вопросу. По мнению органов налоговой службы каждый налогоплательщик – как юридическое лицо, так и физическое лицо – предприниматель, если имеет определенные отходы, в том числе и бытовые, которые образовались во время осуществления им своей хозяйственной деятельности, должен заплатить экологический налог и подать отчетность по экологическому налогу (налоговую декларацию экологического налога, утв. Приказом ГНАУ № 1010).

То есть, исходя из логики органов налоговой службы, каждый налогоплательщик с момента вступления в силу НКУ является плательщиком экологического налога, так как  у всех в процессе их хозяйственной деятельности образуются отходы, в том числе и бытовые – макулатура, ТБО (твердые бытовые отходы). При этом, не имеет значения на какой системе налогообложения пребывает такой налогоплательщик – на общей или на упрощенной системе налогообложения, так как согласно п. 6 Указа Президента «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» плательщики единого налога не освобождены от уплаты экологического налога, как и ранее действовавшего сбора за загрязнение окружающей природной среды.

 Такую точку зрения ГНАУ Украина изложила в своих письмах от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 и от 06.05.2011 г. №12789/7/15-0817.

Однако, такое мнение налоговой службы расходится с нормативными документами, в частности, с положениями НКУ.

Так, согласно ст. 240 НКУ плательщиками экологического налога являются:

субъекты хозяйствования (юридические лица, физические лица-предприниматели), юридические лица, которые осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

 

  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

 

  • размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья;
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

То есть, как мы видим из положений ст. 240 НКУ, если субъект хозяйствования (юридическое лицо, физическое лицо-предприниматель) не имеет стационарных источников загрязнения, не делает сбросы в водные объекты и не образовывает/временно хранит радиоактивные отходы, то стать плательщиком экологического налога он может, только если он размещает отходы в специально отведенных для этого местах.

            При этом, плательщиком экологического налога такой субъект хозяйствования становится не в случае образования у него отходов,  в том числе и бытовых, а в случае размещения отходов в специально отведенных для этого местах.

            Согласно п. 14.1.223 статьи 14 НКУ размещение отходов – это хранение (временное размещение до утилизации или удалению) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и тому подобное), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

            То есть под специально отведенными местами для хранения и захоронения отходов понимаются хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, на использование которых получены разрешения органов исполнительной службы в сфере обращения с отходами.

            Размещение отходов, в том числе и временное в баках, мусорных контейнерах или в офисах, магазинах не являются размещением в специально отведенных местах, так как на размещение мусорных баков, контейнеров не получаются соответствующие разрешения в органе исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Поэтому, если юридическое лицо или физическое лицо – предприниматель, не занимаются размещение отходов, в том числе и временным размещением, на свалках, хранилищах, полигонах, то они не подпадают под плательщиков экологического налога.

Если следовать логики налоговой, то офисы, магазины, другие торговые точки или точки оказания услуг, где субъекты хозяйствования временно размещают бытовые отходы до передачи организациям, которые их утилизируют, подпадают под понятие свалок, хранилищ и полигонов, а это не так.

Свою точку зрению по неправомерности требования налоговой в отношении уплаты и подачи отчетности по экологическому налогу, высказали Министерство регионального развития; строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Письмо от 04.08.2011, № 7/12-8463), Минприроды (письмо от 04.08.2011 № 14364/07/10-11).

            И, соответственно, если юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель не являются плательщиками экологического налога, то и отчетность по этому налогу тоже не подается (ведь частный предприниматель, который не является плательщиком налога на прибыль, не подает отчетность по налогу на прибыль – декларацию по прибыли).

            Конечно ответ на этот вопрос: «Нужно ли платить экологический налог и подавать декларацию?» каждый налогоплательщик принимает для себя самостоятельно. Либо отстаивать свою позицию и спорить с налоговой службой, которая будет требовать уплатить экологический сбор и подать декларацию экологического налога, либо уплачивать экологический налог и подавать отчетность, как требует налоговая.

Но мы надеемся, что в скором будущем будет первая судебная практика, где неробкие налогоплательщики оспорят решение органов налоговой службы по доначислению экологического налога или неподачи декларации экологического налога.

Велта Ивина, адвокат.

Если у вас после прочтения возникли вопросы, замечания или пожелания, пишите на адрес v.ivina@kim.kharkov.ua